Главный день празднования, 21 сентября, начнется с Божественной литургии в Софийском соборе, в которой предполагается участие 500 чел.
.....Временно исполняющий обязанности Губернатора области Сергей Митин провел заседание организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных празднованию 1150-летия зарождения российской государственности, сообщает пресс-центр Администрации Новгородской области. В начале заседания Сергей Митин объявил, что в дни празднования юбилея российской государственности в Великом Новгороде пройдет ряд мероприятий федерального уровня. Ожидается, что 21 сентября состоится Совет по делам культуры с участием Президента Российской Федерации. 22 сентября родину российской государственности посетят сенаторы во главе с председателем Совета Федерации РФ Валентиной Матвиенко. 19-21 сентября Фонд Национальной Славы организует конференцию под руководством председателя Попечительского совета Центра национальной славы и Фонда Андрея Первозванного, президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. 17-18 сентября состоится совещание с участием Председателя Счетной палаты Российской Федерации Сергея Степашина и Императорского Православного Палестинского общества. Председатель комитета культуры Новгородской области Сергей Богданов добавил, что 14-19 сентября в Великом Новгороде пройдет V межрегиональная выставка-ярмарка «Православная Русь». В течение 21-23 сентября в городе, отметил он, пройдут более 60 различных творческих мероприятий. В концертных программах юбилейных торжеств будут задействованы более 1000 участников – это коллективы из муниципальных районов области, гости из регионов России, профессиональные артисты. По окончании литургии состоится крестный ход к памятнику «Тысячелетие России», где пройдет молебен. У памятника «Тысячелетие России» состоится торжественное мероприятие, посвященное героической истории отечества и Великого Новгорода.
Ожидается, что в праздничных мероприятиях примут участие первые лица государства, министры, заместители министров, депутаты Государственной Думы, руководители Федеральных служб РФ, дипломатический корпус, губернаторы субъектов РФ, мэры городов, представители общероссийских компаний.
Из летописи Владычного Дома Архиепископа
О становлении христианства
для справки Владычный двор предшествовал Новгородскому Кремлю - Детинцу
Дом владыки, стены его
двора были заповедным местом.
Князь или его наместник появлялись здесь для выполнения государственных
обязанностей, например для участия в совместном (смесном) суде, для решения
вопросов внутренней и внешней политики. Владычные летописи неотмечают эти визиты, но зато охотно рассказывают о заключении новгородских
князей в узилищах святителя. Пленником его был в 1136 г. князь Всеволод.
В 1209 г.
на дворе владыки был задержан силой Святослав Всеволодович. Этим архиепископ
становился на сторону старшей династической линии Мономаховичей, смоленских князей, партия которых
противостояла своим младшим родственникам, суздальским князьям, вданном случае знаменитому Всеволоду III
БольшоеГнездо. Участвуя в политической
борьбе, новгородский архиепископ в полной мере осуществлял власть на своем
дворе. Здесь он чувствовал свою силу, осознавал себя в безопасности. Для этого двор
укреплялся крепостными сооружениями, прочными воротами с тяжелыми засовами,
огораживался зданиями и стенами.
Первый епископ Иоаким Корсунянин (989—1030)поселился на том острове, где впоследствии прочноо босновался Владычный двор. Какие хоромы были в нем, можно лишь предполагать, но неподалеку от них, углавного алтаря позднее построенного каменного Софийского собора, стояла тогда
каменная церковь Иоакима и Анны. Судя по названию, храм посвящался покровителям
епископа и, значит, был его домовой церковью.
Украшенная резьбой, она, по-видимому, воспроизводила облик херсонесских церквей, напоминая епископу его греческую родину, откуда он был поставлен на новгородскую кафедру. Иоаким служил 42 года. На
его долю выпали самые суровые годы становления новой религии, внедрения ее в
языческие племена, враждебные абстрактным символам христианского единобожия. На
своем острове владыка едва ли чувствовал себя в полной безопасности. Но
долголетнее его правление означает, что епископ обладал терпением и здравым
смыслом, умел подчиниться обстоятельствам и в своем неторопливом миссионерском
подвиге преуспел больше других, энергичных и решительных, преобразователей. В
течение почти полустолетия христианство постепенно и неуклонно проникало за
стены Владычного двора, находя своих приверженцев, завоевывая умы
и души людей. Вскоре после смерти Иоакима понадобился такой
грандиозный храм,- каким стал Софийский собор, воздвигнутый в 1045— 1050 гг. С
его строительством разрушили старую церковь Иоакима и Анны, использовав ее
резные камни в качестве вторичного материала для кладки стен нового храма. Так
исчез единственный памятник, связанный с именем первого новгородского пастыря,
имя которого осталось лишь в летописных хрониках.
Епископ Лука Жидята
(1036—1061) не занимался непосредственно устройством собственного двора. Все
силы и средства уходили на сооружение Софийского собора,вокруг которого естественно расширялись границы Софийского дома. Его
территория, занятая в середине XI в., оказалась
столь достаточной и целесообразной, что архиерейская крепость уже никогда
больше не выходила за свои пределы. Последовавшие
за Лукой епископы Стефан (1061 —1069), Феодор (1069—1078), Герман (1078—1096)
получили на следующее полстолетие все необходимое для благопристойного культового служения и собственного жития. Тем не менее в
истории этих владык много драматических страниц. В 1065 г. налетел на
Новгород полоцкий князь Всеслав Брячиславич. Через Неревский конец его войско
подошло к той проездной башне, у которой в XIIIв. находилась привратная церковь Феодора. Преодолев запертые ворота,половчане вторглись на Владычный двор, а затем в Софийский собор. Здесь они
ободрали серебряные оклады с икон, сняли паникадила, похитили дорогую церковную
утварь. С драгоценной храмовой добычей и плененными горожанами дерзкие ратники
удалились, оставив за собой
разграбленный город, поруганные святыни.Успешный
набег ободрил половчан, и в 1069 г. Всеславповторил поход на Новгород. На этот раз его отряд был остановлен у стен города
и разгромлен. В ознаменованиестоль радостного события на полатях (хорах) Софийского собора был обретен
«чудесным» образом крест. Не он ли экспонируется сейчас в Грановитой палате? Но
если все-таки это не тот крест, то облик его в полной мере воскрешает далекую
старину. Второе пришествие князя Всеслава произошло приепископе Феодоре. Может быть, в честь его патрона была освящена привратная
церковь у Федоровской башни, служившей проездными воротами на Владычный двор.
Удачное начало служения Феодора в Новгороде не сулило между тем счастливого
будущего владыке. Время его девятилетнего пребывания на кафедре оказалось
тревожным. Тогда по всей Руси оживились языческие верования.Волхвы с их
колдованиями появились в Киеве, на Белоозере, на Волге. В Новгороде один волхв
похвалялся пройти по водам Волхова, как по суху. Его речи против христианских служителей
привели в смятение горожан, разделив общество на две части. На сторону епископа
Феодора стал князь Глеб Святославич с дружиной, «а людие вси идоша за волхва».
Только вероломная расправа князя с волхвом исправила положение. Устрашенные
кровавой казнью, люди покинули мертвого кудесника.